Кто будет охранять музеи?

05.08.2018

Сегодня музеи пытаются быть максимально открытыми, привлекая как можно больше людей, повышая посещаемость. По данным Министерства культуры, в период проведения ЧМ-2018 по футболу Государственную Третьяковскую галерею посетило больше 130 000 человек. Впрочем, и в обычные дни один из ведущих музеев страны посещает от 5 до 12 тысяч человек. Обратная сторона массового посещения галерей и музеев — опасность совершения терактов и актов вандализма. Получая большую посещаемость, музеи обретают и большую уязвимость.

Так, например, накануне Чемпионата мира по футболу было совершено нападение на репинское полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Будучи в нетрезвом виде, 37-летний воронежец ударил картину знаменитого живописца металлическим предметом, нанеся шедевру заметный ущерб.

В ходе чемпионата мира число посетителей, а с ним и общая нагрузка на музей увеличилась, а проблема безопасности так и продолжает висеть в воздухе. Кто должен охранять музеи — ЧОПы, полицейские или росгвардейцы, в силу разных причин —  открытый вопрос.

С 2012 года региональные и муниципальные музеи больше не подлежат обязательной защите при поддержке полиции, согласно указу президента по сокращению штата МВД. В музеях федерального уровня полицейскую охрану, всё же, сохранили, однако из-за оптимизации штатов количество охраны заметно сократилось. Сейчас дефицит в охране музеев составляет примерно 1000 человек.

Одним из возможных путей недопущения актов вандализма может быть ужесточения наказания за подобные действия. Согласно действующему закону (статья 243 УК России) за повреждение или уничтожение объектов культурного наследия нарушитель может получить штраф до 3 млн рублей или лишиться свободы на срок до 3-х лет. Возможно, ужесточение наказания для вандалов пока что будет единственным шагом в отношении укреплении безопасности музеев, поскольку после оптимизации штатов усиление физической охраны в музеях едва ли будет реализовано.